Финансы и экономика » Финансовое состояние предприятия и пути его улучшения » Организация управления финансовым состоянием предприятия

Организация управления финансовым состоянием предприятия

Страница 2

Чрезмерные и необоснованные займы на рынке капиталов удорожают общую стоимость ресурсов, ухудшают финансовое состояние.

Иммобилизация оборотных средств (использование краткосрочных заемных средств как источников финансирования долгосрочных вложений) нарушает баланс ликвидности, затрудняет финансирование оборотного капитала.

Недостаточность оборотных активов в сравнении с краткосрочными источниками приводит к недостатку собственного оборотного капитала.

Неудовлетворительная работа с дебиторами обостряет проблему ликвидности, замедляет оборачиваемость текущего капитала, а в случае безнадежных долгов приводит к прямым убыткам.

Отсутствие элементов управленческого учета и бюджетирования ведет к неверной оценке результатов, неадекватным ценам, потере прибыли.

Недостаток прибыли и ее неэффективное распределение ведут к утрате собственного капитала.

Невыявление ключевых факторов создания стоимости на предприятии снижает рентабельность капитала собственников и ограничивает возможности роста стоимости фирмы.

Помимо этого сигналом будущих значительных финансовых затруднений являются: неправильная реинвестиционная политика, невнимание к акционерам (нарушение их прав, невыплата дивидендов), наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов; ухудшение отношений с банками, применение в производственном процессе переамортизированного оборудования, использование новых источников финансирования на относительно невыгодных условиях и пр.

Параллельно с фиксацией потерь прибылей, незаработанных денег, снижения ликвидности как предпосылок финансового кризиса предприятие сталкивается с более серьезными общекорпоративными проблемами. Главная из них — это снижение инвестиционной привлекательности компании в глазах потенциальных отечественных и иностранных партнеров как реакция на неудовлетворительный финансовый менеджмент. А без инвестиций невозможно реализовать стратегию роста как ведущую долговременную цель. Предприятие, не оптимизирующее структуру капитала, не следящее за денежными потоками, расчетами с дебиторами и кредиторами, государством, не организующее экономический учет затрат, не анализирующее текущую и инвестиционную деятельность, не составляющее детальные финансовые прогнозы и бюджеты, рискует остаться без приемлемых по цене внешних источников финансирования.

Отсюда вытекает главная задача финансового менеджмента — оптимизировать все описанные финансовые процессы.

Организационная структура управления финансами может выглядеть следующим образом (выделен только блок управления финансами) (рис. 3).

Главные функциональные обязанности

Ключевая в процессе финансового менеджмента должность финансового директора (иногда должность именуется «директор по экономике и финансам» либо «вице-президент компании по финансам») включает в себя также такие задачи, как внедрение новых управленческих схем, подбор кадров, отношения с собственниками, формирование имиджа перед банками и иными партнерами.

Помимо традиционных учетных задач принципиально важным в работе отдела бухгалтерского учета, или бухгалтерии, является руководство группой управленческого учета. Ее задачей является проведение маржинального анализа (в т.ч. определение порога рентабельности), основанного на выделении постоянных затрат как главного фактора операционного риска, представление отчета о прибылях и убытках в формате «переменные-постоянные расходы», агрегирование, трансформация баланса для управленческих целей, проверка взаимосвязей трех главных финансовых документов — баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.

Примерная схема управления финансами на предприятииПримерная схема управления финансами на предприятии

Рисунок 3 - Примерная схема управления финансами на предприятии

В таблице приводится перечень главных функциональных обязанностей ключевых финансовых руководителей.

Таблица 2 - Перечень главных функциональных обязанностей ключевых финансовых руководителей

Финансовый директор

Главный бухгалтер

Финансовый менеджер (начальник финансового отдела)

Начальник планового отдела

Несение полной ответственности за управление финансами

Формирование финансовой стратегии и политики

Руководство работой бухгалтерии, финансового и планового отделов

Констатация финансовых итогов

Выработка рекомендаций высшему руководству

Разработка учетной политики как системы методов и приемов ведения бухгалтерского учета

Адекватное отражение в учете хозяйственных операций фирмы

Представление данных учета внутренним и внешним пользователям

Осуществление текущего управления финансами

Планирование хозяйственной деятельности коммерческой организации

Анализ производственных аспектов деятельности как обоснование управленческих решений руководства

Подготовка статистической отчетности

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Необходимость и роль кредита в современной экономике
Кредит (лат. creditum - ссуда, от credo - верю, доверяю) – предоставление средств кредитором заемщику на основе возвратности, срочности, платности. Возникновение кредита следует искать не в сфере производства продуктов для их внутреннего потребления, а в сфере обмена, где владельцы товаров противос ...

Информационная база аналитических расчетов
Некоторые показатели, фигурирующие в указанных информационных массивах, несопоставимы. Так, например, с 2002 г. изменилась структура доходов консолидированного бюджета. В частности, до 2001 г. включительно в разделе “Неналоговые доходы” фигурировала статья “Прочие доходы”, которая впоследствии была ...

Исторические аспекты местного налогообложения
Местные налоги возникли еще в Древнем Риме. Чаще всего они носили целевой характер, обеспечивая финансирование определенной потребности общины. История развития местных налогов в России берет свое начало в XV веке. Именно тогда возникает двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящ ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru