Для субъектов хозяйственной деятельности эффективная оптимизация налогообложения так же важна, как и производственная или маркетинговая стратегия, что обусловлено не только возможностью экономии затрат за счет платежей в бюджет, но и обеспечением общей безопасности как самой организации, так и ее должностных лиц.
Одна из целей организаций и индивидуальных предпринимателей – выработка оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности, что позволяет осуществлять легальные операции с минимальными налоговыми потерями.
Оптимизация налогообложения – это система различных схем и методик, позволяющая выбрать оптимальное решение для конкретного случая хозяйственной деятельности организации. Правильная оптимизация налогообложения (то есть оптимизация налогообложения, осуществляемая законными методами) и прогнозирование возможных рисков обеспечивают стабильное положение организации на рынке, поскольку позволяют избежать крупных убытков в процессе хозяйственной деятельности.
Оптимизация налогообложения организации должна осуществляться задолго до начала налоговой проверки, а лучше – до создания организации или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку будущая система налогообложения определяется уже при регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
Оптимизация налогообложения способна принести максимальный эффект именно в момент создания организации, поскольку планирование будущей деятельности происходит при условиях, когда еще не сделано ошибок, которые будет трудно исправлять в дальнейшем.
В то же время, если налогоплательщик устраняется от оптимизации налогообложения при осуществлении своей деятельности, он может понести значительный финансовый ущерб. Многие субъекты хозяйственной деятельности не подозревают о том, что система налогового учета построена не оптимально, что ведет к негативным последствиям в их деятельности.
Ввиду того что законодательная система налогообложения в Российской Федерации очень сложна и нестабильна, налогоплательщику необходимо учитывать правоприменительную и судебную практику, чтобы разобраться во всех аспектах налогообложения. С учетом вышеизложенного можно вывести формулу оптимизации налогообложения, под которой понимаются:
- оптимизация системы налогообложения на начальной стадии бизнеса;
- планирование и оценка налоговых рисков с учетом разъяснений Минфина России и налоговых органов;
- сопровождение и анализ сложных сделок с целью планирования и исключения негативных налоговых последствий;
- оценка хозяйственных договоров с точки зрения налоговых рисков;
- разработка хозяйственных договоров и прочей документации с целью снижения налоговых рисков;
- мониторинг действий налоговых органов при проведении налоговой проверки на предмет соблюдения налогового законодательства;
- профессиональная подготовка возражений по акту налоговой проверки и их защита в налоговых органах;
- грамотное ведение дел в суде по оспариванию решений налоговых органов с учетом сложившейся судебной практики.
Процесс работы по созданию и внедрению системы оптимизации налогообложения в уже действующей организации должен как минимум включать следующие этапы:
- проверка бухгалтерского и налогового учета, базы хозяйственных договоров и первичных документов; устранение обнаруженных ошибок; обеспечение необходимого объема и качества первичных документов;
- разработка собственно системы оптимизации налогообложения, которая может предусматривать разделение функций бизнеса хозяйствующего субъекта между несколькими структурными подразделениями и (или) ликвидацию лишних звеньев бизнес-процессов;
- обновление и оптимизация договорной базы, внутренних организационных документов организации, создание системы автономного внутреннего контроля; разработка новых форм договорных отношений с контрагентами;
- разработка необходимых инструментов регулирования равномерности и размеров уплаты налогов для созданной системы оптимизации.
Основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг
«Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 годы», одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям: 1. Совершенствование налога на ...
Управление денежными потоками в системе казначейского исполнения
Внедрение единого счета Госказначейства должно было обеспечить реализацию единой кассы. Зачисление на единый казначейский счет всех доходов и поступлении из источников финансирования дефицита бюджета и осуществление с этого счета всех предвиденных расчетов обеспечило бы максимальную концентрацию бю ...
Оценка ликвидности предприятия
Анализ ликвидности, финансовой устойчивости и рентабельности поможет дать общую картину финансового состояния предприятия и выяснить, способно ли ООО «РостИнвестСтрой» своевременно и в полном объеме погашать свои обязательства. В таблице 8 представлены характеристики ликвидности баланса организации ...