Финансы и экономика » Государственный и муниципальный кредит » Понятие государственного кредита

Понятие государственного кредита

Страница 2

Такое перераспределение национального дохода также является составляющим элементом вторичного распределения, как и финансирование за счет средств бюджетов разных уровней.

Основными задачами государственного и муниципального кредитования являются:

• мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов и использование их для решения поставленных им задач;

• консолидация временно свободных средств юридических и

физических лиц;

• обеспечение финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов;

• решение муниципальными образованиями их неотложных социально-экономических задач;

• поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.

Госкредит выполняет три основные функции — распределительную, регулирующую и контрольную.

В рамках распределительной функции происходит перераспределение ресурсов в соответствии как с общими потребностями экономики, так и для осуществления тех или иных социально-экономических процессов. Ресурсы перераспределяются между:

• различными уровнями бюджетной системы (федеральным и региональными бюджетами, региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований);

• международными финансово-кредитными организациями и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Регулирующая функция означает, что, предоставляя на условиях срочности, платности, обеспеченности, возвратности и целевого использования средства заемщикам, государство способствует достижению лучшей результативности применения бюджетных ссуд. Действительно, практика показывает большую эффективность использования средств, выделенных именно на возвратной и платной основе, по сравнению с использованием безвозвратных и бесплатных ассигнований.

Указанные принципы кредитования обеспечивают эффективное использование средств, полученных РФ от зарубежных кредиторов на финансирование бюджетных дефицитов, проведение структурной политики и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

Контрольная функция государственного и муниципального кредита обеспечивает целевое и эффективное использование денежных ресурсов, выделяемых государством. Соответствующие контрольные действия проводят уполномоченные органы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. При этом используют следующие формы контроля:

• мониторинг движения денежных средств через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

• проверка соблюдения условий кредитных соглашений;

• контроль за целевым использованием заемщиком полученных средств;

• проверка выполнения принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и пр.

Госкредит влияет на важные макроэкономические показатели развития страны. Здесь обнаруживается тесная взаимосвязь между этими показателями и проводимой государством денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и валютной политикой. Мобилизуемые с помощью государственного кредита средства носят антиципированный характер и являются не чем иным, как изъятыми вперед налогами.

В макроэкономическом аспекте госкредит может иметь весьма неблагоприятные последствия в случае неверно выбранной стратегии и тактики его использования как финансового инструмента управления экономикой страны. В этом случае неизбежен мультипликативный эффект роста финансово-кредитной зависимости государства от кредиторов (как внутренних, так и внешних).

Госкредит способствует правильной организации сбережений, является источником увеличения денежных доходов держателей государственных ценных бумаг и вкладчиков банков, создает условия для большей сбалансированности доходов и расходов населения, организаций, предприятий и государственного бюджета, является одним из решающих факторов стабилизации денежного обращения и проведения эффективной кредитно-эмиссионной и валютной политики.

Главное же, для чего используется госкредит в макроэкономическом смысле, – покрытие дефицита бюджета. Этой же цели может служить эмиссия денежных знаков. Однако давно доказано, что госкредит значительно эффективнее для балансирования доходов и расходов бюджета. Государственные займы временно сокращают платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулируют натурально-вещественные и стоимостные пропорции. Тем самым оптимизируется масса денег в обращении.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Функционирование значительного теневого сектора
Как известно, теневая экономика, с одной стороны, ухудшает конкурентные условия для законопослушных субъектов рынка, а с другой - приводит к фискальным потерям. И чем больше объемы тенизации экономических отношений, тем больше диспропорции в социально-экономической системе и перераспределении ВВП. ...

Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость
В соответствии со ст. 166 НК РФ сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым с ...

Стратегия развития налоговой службы Республики Казахстан
Миссия Обеспечение полноты поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования, а также осуществление налогового контроля за исполнением налогоплате ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru