С 1 апреля 1989 года в Японии вступила и силу новая система налогообложения. Относительно уменьшено прямое налогообложение за счет возросшей роли косвенных налогов.
Среди потребительских налогов Японии основным выступает налог с продаж, взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов началось обсуждение о целесообразности повышения ставки до 5%.
Существенное пополнение бюджета приносят налоги на владельцев автомобилей, акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин, налог на развитие источников электроэнергии, акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах, купание в горячих источниках и т.д. К этой же группе относятся и таможенные пошлины. Необходимо отметить и существование специальных налогов на нотариат, гербовый сбор, на деятельность фондовых бирж и операции с ценными бумагами.
Центральным звеном реформы налоговой системы стало введение нового косвенного потребительского налога, не имевшего аналога в действовавшей ранее системе и напоминающего по своей сути налог на добавленную стоимость (value—added tax). Налог уплачивается на различных стадиях производства и реализации товаров, но облагается им лишь добавленная стоимость. Выделение добавленной стоимости в каждом звене производства и реализации имеет важное значение:
1. Четко ограничиваются все элементы цены товара, что побуждает производителя снижать издержки производства;
2. В процессе расчетов по налогу государство получает сведения о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала, тем самым облегчаются задачи макроэкономического программирования;
3. Государству поступают доходы еще до реализации товара населению — единственному и конечному плательщику полной суммы налога.
Налог на добавленную стоимость(VAT) вызвал недовольство у японского населения, т. к. он обременителен для трудящихся и чреват инфляционными последствиями.
Налоги на потребление наряду с подоходным налогом и взносами в фонды социального страхования являются важнейшим источником поступлений в бюджет страны.
Введение налога на добавленную стоимость — это обязательное условие вступления страны в Общий рынок. НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами.
При расчете налога на добавленную стоимость используется четыре метода его определения:
1. прямой аддитивный, или бухгалтерский;
2. косвенный аддитивный;
3. метод прямого вычитания;
4. косвенный метод вычитания, или зачетный метод по счетам.
Наибольшее распространение получил четвертый метод расчета налога на добавленную стоимость. На практике его использование не требует определения собственно добавленной стоимости. Вместо этого ставка применяется к ее компонентам (затратам и произведенной продукции).
Ставка потребительского налога составляет 3%,сумма налога включается в продажную цену товара. Налогом облагаются все стадии прохождения сырья или товара через производственную и сбытовую сеть, но при этом на каждом последующем этапе налог начисляется только с суммы, добавленной в стоимость товара в результате его дальнейшей обработки или продвижения к потребителю.
Потребительский налог распространяется также на операции по импорту. Налог выплачивает получатель импортного груза. Экспортные операции освобождаются от обложения налогом: в это понятие включаются экспорт товаров, международные транспортные и телекоммуникационные услуги, ремонт иностранных судов и т. д.
Особенности финансов предприятия в торговли
Специфика финансов, сфера торгового обращения состоит в том, что предприятие торговли способствует завершению кругооборота общественного продукта в товарной форме и тем самым обеспечивает его непрерывность. Торговля – форма товарного обращения, осуществляемая при помощи денег, а так же это особая д ...
Закономерности формирования затрат предприятия в условиях рынка
Любая предпринимательская структура в процессе функционирования потребляет ресурсы - материальные, трудовые, финансовые и др. Потребленные ресурсы формируют затраты фирмы - важнейший экономический показатель ее деятельности. Затраты фирмы могут осуществляться в форме капитальных вложений (инвестици ...
Оценка лизинговых продуктов на финансовом рынке
Сегодня перед многими российскими компаниями (особенно это касается предприятий малого и среднего бизнеса) стоит проблема поиска и привлечения инвестиций для дальнейшего развития. Частично данная потребность компенсируется за счет кредитования. Однако не секрет, что возможности взять кредит у некру ...