Лизинг позволяет сельскохозяйственным товаропроизводителям и переработчикам выкупать предметы лизинга в рассрочку, и цена этих предметов остается неизменной на весь период аренды. Преимущество лизинга в сфере АПК состоит, кроме всего прочего, в том, что он не исключает, а даже предполагает и другие формы государственного регулирования, например налоговые и кредитные льготы.
Техника, переданная в лизинг селу, не облагается налогом на имущество, так как до полного выкупа она принадлежит государству и находится на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей, которым предоставлены льготы по налогам.
С помощью лизинга можно также преодолеть в некоторой мере и монополизм производителей сельскохозяйственных машин за счет использования других источников получения техники: импорта, восстановления изношенных деталей, многократного использования разными потребителями и др.
Наконец, лизинг расширяет доступ к дорогостоящим машинам, снижает время по содержанию хозяйствами собственного парка машин, особенно сезонного использования, и сопровождается фирменным сервисом.
Кроме того, для всех лизингополучателей установлена низкая арендная плата (3 % от остаточной стоимости предмета лизинга), дифференцированная
оплата первоначальных взносов и сроки лизинга в зависимости от стоимости предметов. Таким образом, указанные преимущества лизинга позволяют утверждать, что лизинг техники наиболее
эффективная форма поддержки АПК.
В то же время лизинг имеет и недостатки, главным из которых является удорожание продукта лизинговой сделки. Техника, приобретенная по лизингу, в конечном итоге обходится лизингополучателю в 1,5–2 раза дороже по сравнению с прямой покупкой. Это и является основным сдерживающим фактором широкого развития лизинга новой техники. Значительно дешевле обойдется сельскому товаропроизводителю приобретение в лизинг восстановленной техники.
Под лизингом восстановленной техники следует понимать аренду централизованно отремонтированных машин. Ремонтный фонд этих машин предлагается выкупать у хозяйств – для восстановления с последующей передачей этим же или другим хозяйствам в лизинг.
Торговля восстановленной техникой на мировом рынке завоевывает все более прочные позиции, и в некоторых странах объем продаж достигает 20% от совокупных продаж машиностроительной продукции. В Германии в 2004 г. рынок восстановленной техники составил 14 млрд. долларов, в странах ЕС – 70 млрд. долларов. Спрос имеется, объемы растут. Хорошо развит вторичный рынок в странах Восточной Азии, в Индии, Бразилии, Турции.[21]
У фермеров ряда зарубежных стран объемы механизированных работ, выполняемых восстановленной техникой, превышают 50–60 %. На рынки подержанной техники эти машины поступают после 5–7 лет эксплуатации и используются до 15 и более лет. Экономически крепкие хозяйства, как правило, приобретают новые машины, которые через 5–7 лет эксплуатации реализуются экономически более слабым потребителям. Даже в развитых странах Запада, в США и Японии на каждый новый трактор приходится 3–4 года бывших в эксплуатации.[22] Основными преимуществами такого рынка техники являются: короткие сроки поставок, низкие цены, увеличение объема закупок техники, удобство обслуживания (наличие запасных частей, ремонтно-обслуживающей базы, квалифицированных кадров, небольшие расстояния до ремонтных предприятий и проч.).
В нашей стране вторичный рынок техники пока развит слабо. На селе из-за отсутствия финансовых средств из двух изношенных машин собирают одну, из трех – две и т. д. Сельскохозяйственным товаропроизводителям восстановленная техника системно не предлагается, хотя предпосылки для развития вторичного рынка имеются: это и наличие ремонтно-обслуживающей базы, специалистов, и развитие лизинга как формы платежей, и сложившаяся система договорных отношений и т.д. Ремонтный фонд сельскохозяйственной техники относительно дешевый, не более 10 % стоимости новой машины. В то же время спрос на технику огромный. Из-за почти полной остановки отечественных машино-строительных предприятий и резкого снижения качества новых машин крестьяне стали покупать в кредит зарубежную технику, которая в 5–8 раз дороже отечественной.
Следовательно, вместо одной новой машины появляются возможности на те же средства ввести в строй 5–7 восстановленных, а вместо одной импортной – не менее 12 отремонтированных машин, используя оптимальные варианты восстановления парка машин, не прекращая его обновления. В таких условиях необходимость и целесообразность функционирования рынка восстановленной техники, основанной на инвестициях, направляемых на организацию ремонта машин с последующей передачей их в лизинг или в свободную продажу более чем очевидны. Это не требует больших затрат, но обеспечивает значительный экономический эффект за счет восполнения парка машин работоспособной техникой, повышения уровня ее готовности и увеличения объемов механизированных работ.
Основные вопросы аудита счетов-фактур и ведения книг учета продаж и покупок
Как уже указывалось, счета-фактуры составляются организацией-поставщиком (подрядчиком) на имя организации-покупателя (заказчика) в двух экземплярах, первыйиз которых не позднее 10 дней с даты отгрузки товара, выполнения работ и оказания услуг или предоплаты (аванса) предоставляется поставщиком поку ...
Лизинговые компании
Все Российские лизинговые компании можно разделить на три основные категории: 1)компании, созданные банками; 2) компании, которые поддерживаются местной администрацией; 3)компании, созданные при министерствах и финансируемые из федерального бюджета. Почти все компании из перечисленных трех категори ...
Эволюция системы налогообложения малого
предпринимательства в России
Если обратиться к истории налогообложения в РФ, можно оценить степень его влияния на становление и развитие предпринимательства. Основными этапами развития законодательства по налогообложению предпринимательской деятельности в дореволюционной России являются периоды, связанные с развитием торговой ...