Необходимость государственного регулирования предпринимательства.Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.Прерогатива государства — обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики. Таким образом, предпринимательство в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для этого. Государство всегда регулирует современную экономику. При этом организационно-правовое воздействие направленно на стимулирование частной инициативы и помощь хозяйствующим субъектам путём создания необходимых условий для их успешного функционирования.Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.Система налогообложения субъектов хозяйствованияК основным инструментам осуществления регулирующей функции государства относительно развития рыночных отношений в экономике принадлежит налоговая система, т. е. совокупность налогов, которые существуют в государстве, метод их расчета и изымания, а также совокупность соответствующих государственных органов, которые практически осуществляют эту специфическую деятельность. При построении налоговой системы важно соблюдать определенные принципы налогообложения. Основные из них отражены на рис. 1.2.1В соответствии с законом «О системе налогообложения» в Украине применяется ряд налогов, сборов и обязательных платежей. При этом соответствующие налоги и платежи зачисляются частично или полностью в бюджет различных уровней (рис. 1.2.2).
Рисунок 1.2.1 определяющие характерные черты и принципы построения налоговой системы
налог налогообложение бюджет платеж
Рис. 1.2.2 Система общегосударственных налогов (платежных сборов) в Украине и распределение средств между бюджетами различных уровней. Среди налоговых поступлений и обязательных платежей в бюджет основными являются налог на добавленную стоимость (в среднем 50% этих поступлений), налог на прибыль (приблизительно одна треть) и акцизный сбор (остальное).Налог на добавленную стоимость (НДС) - это та часть вновь созданной стоимости, которая направляется в государственный бюджет на каждом этапе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Плательщики НДС — это национальные и иностранные субъекты предпринимательской деятельности, которые находятся на территории Украины. Объектами налогообложения являются:· для отечественных товаров — обороты по их реализации (кроме продажи за иностранную валюту);· для импортных товаров — разница между ценами в национальной валюте Украины и их таможенной (закупочной) стоимостью, пересчитанной по курсу Национального банка Украины;· для товаров (работ, услуг), реализуемых посредниками, — разница между ценами продажи и ценами, по которым посредники рассчитываются с поставщиками (включая сумму налога на добавленную стоимость).В этот оборот включают акцизный сбор и другие добавки к ценам, предусмотренные действующим законодательством, но не включают стоимость залоговой (оборотной) тары. Налог на добавленную стоимость взимается в размере 20% облагаемого оборота.От налога на добавленную стоимость освобождаются:· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые за счет государственного бюджета;· экспорт товаров и связанных с этим транспортных услуг, транзит иностранных грузов через территорию Украины;· добыча угля и производство электроэнергии;· стоимость работ по строительству объектов социальной сферы и жилья;· территориально-зрелищные, культурно-образовательные и спортивные мероприятия.Облагаемая прибыль (облагаемый доход) уменьшается на ту его часть, которая используется на: проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных, экологически чистых технологий и видов продукции (50% затрат); реконструкцию и модернизацию активной части основных фондов, ввод новых мощностей (при условии полного использования амортизационных отчислений) и содержания объектов социального назначения; создание через специально открытые счета благотворительных, экологических и оздоровительных фондов (в размере не более 2% облагаемой прибыли).Акцизный сбор — это непрямой налог на высокорентабельные и монопольные товары (продукцию), включаемый в их цены. Плательщиками акцизного сбора являются субъекты предпринимательской деятельности, которые изготовляют или импортируют подакцизную продукцию, а объектом налогообложения — обороты по реализации соответствующих видов продукции отечественного производства и таможенную стоимость импортных товаров, приобретенных за иностранную валюту (кроме тех, которые облагаются таможенным сбором). Акцизный сбор отчисляется в процентах от оборота или в твердых суммах с единицы реализованной продукции по единым на всей территории Украины ставкам. В перечень товаров (продукции), за которые уплачивается акцизный сбор, входят: ликероводочные изделия, коньяк, вино, пиво; табачные изделия; легковые автомобили; ювелирные изделия из золота и серебра, бриллианты; меховые изделия, одежда из натуральной кожи; высококачественные изделия из хрусталя и фарфора; ковры и ковровые изделия машинного производства; видеотехника, цветные телевизоры. В зависимости от вида товаров (продукции) ставки акцизного сбора на начало 2001 года составляли от 20 до 85% стоимости в отпускных ценах.Существуют и изымаются некоторые другие виды налогов и платежей. Пошлина взимается со стоимости или объема товаров, подлежащих таможенному контролю на территории Украины. Плата за землю определяется в зависимости от качества и размещения земельного участка, исходя из кадастровой ее оценки, и взимается в виде земельного налога или арендной платы из тех субъектов хозяйствования, которым земля предоставлена во владение или пользование. Экологический налог уплачивают все предприятия и организации, наносящие вред окружающей среде; он взимается по нормативам, установленным Кабинетом Министров в зависимости от уровня, объема и характера загрязнения окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов. Государственная пошлина уплачивается предприятиями, организациями и гражданами за оформление документов и осуществление юридически-правовых действий.
Принципы начисления, плательщики, объекты налогообложения
и ставки налога, льготы
НДС подразделяется на «исходящий» и «входящий». НДС «исходящий» к уплате в бюджет и рассчитывается следующим образом Налог на добавленную стоимость является налогом на внутреннее потребление. При этом, несмотря на предполагаемое возложение налогового бремени на потребителя, последний, не облагается ...
Анализ финансовых результатов деятельности организации
Составим таблицу динамики показателей прибыли, используя форму №2 Бухгалтерской отчетности ОАО «РЖД» за 2009г [6]. Единица измерения - тыс.руб. Таблица 4. Динамика показателей прибыли ОАО «РЖД» Показатели Отчетный период Аналогичный период предыд. года Изменение показателя Отчетный период к предыд. ...
Охрана труда на
предприятии
Государственная политика Украины в области охраны труда относится к конституционному праву каждого гражданина, для обеспечения необходимых и безопасных условия труда. В реализации этой политики значительную роль должно играть постоянное улучшение условий безопасности труда, уменьшение уровня травма ...