К собственным источникам, получаемым в результате основной деятельности предприятия, относятся амортизационные отчисления и прибыль от основной деятельности.
Главную роль играет прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Часть этой прибыли, направляемая на производственное развитие, может быть использована на любые инвестиционные цели.
Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Это могло бы послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности. Однако в условиях высокого уровня инфляционного ожидания и отсутствия в большинстве отраслей конкуренции за рынок сбыта производимой продукции, высвобождение средств для финансирования капиталовложений само по себе не оказывает существенного влияния на принятие инвестиционных решений.
Средства амортизационных отчислений являются одним из основных источником собственных средств предприятия. Они поступают в составе выручки от реализации на расчетный счет предприятия, и непосредственно с расчетного счета производится оплата всех расходов по различным направлениям капитальных вложений.[10,32]
Размер амортизационных отчислений зависит от объема используемых компанией основных фондов и принятой политики их амортизации.
Через механизм ускоренной амортизации предприятия имеют возможность регулировать величину и сроки финансирования воспроизводства фондов за счет данного источника. Фактические суммы амортизационных отчислений, попадая вместе с выручкой от реализации на расчетный счет предприятия, включаются в состав его оборотных средств и начинают самостоятельное движение, вне связи с амортизируемым имуществом. Они могут оставаться свободными, направляться на капитальные вложения или вкладываться в другие виды оборотного капитала. Однако тот факт, что в кругообороте средств предприятия источники средств практически не различаются, не означает, что природа формирования этих средств не влияет на скорость и эффективности их использования.
Достаточность источников средств для воспроизводства основного капитала (равно как и оборотного) имеет решающее значение для финансового состояния предприятия. Потому этот управляемый параметр финансового состояния всегда находится в поле зрения финансового менеджера.
Следует отметить, что за последнее время объем внутренних инвестиций в России увеличивается. Однако около 50% инвестиционных вложений осуществляются из собственных средств предприятий. Это положительный факт, так как у отечественных предприятий есть свободные средства, с другой стороны, однако в капиталоемких отраслях без привлечения стороннего финансирования просто не обойтись.
При недостатке собственных источников финансирования инвестиций организации используют внешние заимствования.
Новые тенденции на рынке лизинга
Главной тенденцией рынка лизинга в последнее время стало явное усиление конкуренции между лизингодателями. Именно это явление способствовало заметному оживлению рынка в целом. Ключевым событием 2009 года в этом контексте стал приход на российский рынок сразу пяти международных гигантов лизинга. Это ...
Основные задачи и направления современной налоговой
политики
Важнейшая часть финансовой политики - налоговая политика. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков - физических и юридических лиц. Интересы государства базируются на принципе достаточности налогообложения. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого ...
Анализ и управление производственными запасами
Материально-производственные запасы являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных активов. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за продукцию. Анализ этой позици ...