Не принижая важности решения проблемы безопасности во всех областях и сферах деятельности, следует указать на базисную роль экономики, так как производство, обмен, распределение и потребление материальных благ первичны по отношению к другим непроизводственным сферам деятельности, определяют жизнедеятельность и жизнеспособность общества. Базисный характер экономической безопасности формирует цели, задачи и функции государственных структур, а также критерии и показатели экономической безопасности.
Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Анализ реальных процессов и осмысление богатейшего отечественного и зарубежного опыта решения этой проблемы позволяет вычленить три ее важнейших элемента:
· экономическую независимость, которая в условиях современного мира хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями;
· стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.);
· способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения экономики любого уровня. [9]
Проблема экономической безопасности имеет как собственный объект экономическую систему, так и объекты на пересечении и взаимном проникновении (влиянии) с другими возможными сферами деятельности: военной, социальной, политической, экономической, информационной и т.д.
Поэтому проблему экономической безопасности необходимо рассматривать в собственно экономической сфере, включая внутриэкономические и внешнеэкономические проблемы, в том числе проблемы на их стыке: в областях пересечения экономической сферы со смежными внеэкономическими сферами.
К объектам экономической безопасности России относятся не только государство, ее экономическая система и все ее природные богатства, но и общество с его институтами, учреждениями, предприятиями и личность.
Субъектами экономической безопасности Российской Федерации являются: функциональные и отраслевые министерства и ведомства, налоговые и таможенные службы, банки, биржи, фонды и страховые компании, соответствующие комитеты Федерального Собрания, а также производители и продавцы продукции, работ и услуг и общества потребителей.
Предметом государственной деятельности в области экономической безопасности являются:
Сравнительная характеристика процессов формирования и использования прибыли
Прибыль - один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. В условиях рыночных ...
Анализ состава и структуры оборотного капитала
Сводный аналитический баланс по оборотным средствам предприятия ОАО «Навлинское АТП» представлен в таблице 4. Таблица 4 – Структура оборотных средств ОАО «Навлинское АТП» в 2005–2007 гг. Вид оборотных средств 2005 2006 2007 2007 в % к 2005 тыс. руб. удельный вес в: тыс. руб. удельный вес в: тыс. ру ...
Основные направления совершенствования бюджетной политики и казначейской
системы исполнения бюджета
Верховный Совет Украины 21 июня 2005 года принял новый базовый Закон, который определяет законодательную основу бюджетного процесса, – Бюджетный кодекс Украины. Нельзя сказать, что это идеальный документ и что он решает все вопросы. Прежде всего, вопросы, связанные, с распределением полномочии межд ...