Финансы и экономика » Налоговая политика в реформировании социально-экономической системы Украины » Транзитивные реалии

Транзитивные реалии

Налоговая политика в Украине должна отличаться от налоговой политики в государствах Запада хотя бы потому, что в условиях рыночной трансформации социально-экономической системы существует целый ряд структурных проблем, нуждающихся в безотлагательном разрешении. Как правило, такие проблемы не возникали перед странами с развитой рыночной экономикой, поскольку их социально-экономические системы изменялись постепенно, реагируя на вызовы повышения эффективности хозяйствования, и не приобретали значительных диспропорций. Украина же, наоборот, получила в наследство неэффективную экономику и гипертрофированный социальный сектор и уже в начале рыночной трансформации вынуждена была развивать фискальную сферу в условиях многочисленных структурных перекосов. Сегодня большинство из них лишь углубилось, а потому основной задачей налоговой политики в Украине должно стать содействие системным сдвигам, а не поддержание стабильного функционирования сформированной относительно оптимальной социально-экономической системы, как это происходит в государствах Запада.

Кроме того, следует учитывать, что уровень экономического развития Украины значительно ниже, чем у государств с развитой рыночной экономикой, а отечественные рыночные отношения отличаются от их традиционных образцов. В Украине институциональная среда состоит из институтов рыночной и плановой экономик, их комбинаций, порождающих расцвет коррупции, и транзитивного типа ментальное™, для которого нормой является, в частности, низкое фискальное сознание. Если большинство постсоциалистических государств - новых членов ЕС быстро достигли роста ВВП на основе рыночной трансформации социально-экономической системы и без особых проблем ввели немало западноевропейских фискальных форм, то Украина неоднократно сталкивалась с негативными экономическими и фискальными последствиями от неудачных реформ, что, в свою очередь, усиливало дисбаланс между заимствованными из зарубежной практики налоговыми инструментами и реалиями хозяйствования, а также обусловливало появление у граждан скептического отношения к государству как к инициатору прогрессивных перемен и нежелание финансово поддерживать его деятельность. Таким образом, налоговая политика в Украине должна, с одной стороны, учитывать текущие экономические, социальные и институциональные условия, а с другой - быть направленной на то, чтобы улучшить социально-экономическую ситуацию и откорректировать институциональную среду в государстве.

Еще одна проблема формирования и реализации налоговой политики в странах с утверждающейся рыночной экономикой заключается в том, что большинство известных фискальных рецептов было апробировано на Западе. Иначе говоря, существуют институциональные трудности выбора оптимальной стратегии фискального регулирования и применения ее отдельных элементов. Нужно, прежде всего, четкое концептуальное видение необходимых социально-экономических реформ и налоговых инструментов, которые обеспечат их реализацию. Причем использование таких инструментов должно быть адаптировано к отечественным реалиям хозяйствования. Речь идет, по сути, о необходимости поиска национального фискального "ноу-хау" - комплекса механизмов, которые бы способствовали качественно новым изменениям в социально-экономическом развитии государства.

В то же время для Украины важно развивать фискальную сферу на базе тех налогов и налоговых платежей, которые обеспечивают львиную долю налоговых поступлений в государствах с развитой рыночной экономикой, и в частности - в странах ЕС. Ведь введение каких-либо уникальных национальных фискальных форм или архаических налогов (например, налога с оборота), хотя и может решить отдельные экономические и фискальные проблемы, но ослабит позиции Украины в глобализированном мире и перечеркнет все ее надежды на участие в евроинтеграции. Тем более, что современное налогообложение в странах с развитой рыночной экономикой - это тот эталон, к которому необходимо приблизить отечественное налогообложение в перспективе. Основная проблема заключается в том, чтобы найти оптимальную комбинацию прогрессивных налоговых инструментов и время от времени пересматривать ее вместе с изменениями в экономических, социальных и институциональных условиях. А это задача сложная, поскольку Украине едва ли не впервые придется трансформировать фискальные процессы по принципу системной реформы.

Это интересно:

Развитие налогообложения в России
Разложение феодальных отношений, развитие товарно-денежных отноше-ний привело к установлению капиталистических отношений. Последние, безусловно, предполагают развитие налогообложения по законам капитализма. Единственным источником уплаты налогов стала совокупная стоимость вновь создаваемых товаров ...

Финансирование текущих активов
Оптимизация размеров текущих обязательств «Золотое правило» финансирования Связанные ресурсы предприятия – это объем финансовых ресурсов, которыми постоянно должно располагать предприятие для обеспечения бесперебойного функционирования своей деятельности. Связанные ресурсы предприятия – представляю ...

Методы оптимизации денежных потоков организации
Под задачей оптимизации денежных потоков понимается задача распределения платежных средств предприятия в динамике с целью повышения финансово-экономической эффективности. Критериями эффективности служат: - прирост собственных средств (богатства) предприятия за определенный период времени; - повышен ...

Главные категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.financeworth.ru